Как психологически подготовить ребенка к школе: практические советы родителям.
Достичь определенного уровня психологической подготовки ребенка родителям помогут некоторые практические советы, приведенные ниже.
• Играйте с ребенком в «Школу». В свободное от детского сада время можно организовывать короткие, на 15-20 мин., игры с ребенком в ученика и учителя, распределив роли таким образом, чтобы ребенок как можно чаще становился учеником. В ходе игры можно давать ему посильные задания и обязательно хвалить его за их выполнение. Замечания в ходе игрового учебного процесса допускаются, но они должны носить рекомендательный характер и побуждать к дальнейшим действиям.
• Преодолевайте трудности вместе. Родители своим личным примером и во время совместных занятий каким-либо общим делом (например, во время рисования или уборки) должны показывать детям, как необходимо доводить начатое дело до конца, даже если что-то не получается. Не получилось нарисовать дерево? Не разрешайте ребенку бросать рисунок, лучше посоветуйте, как это сделать, найдите изображение в книге или нарисуйте его вместе.
• Читайте ребенку и беседуйте с ним. Эту простую истину знают практически все родители, но мало кто использует её, чтобы подготовить ребенка к школе. После того, как прочитали ребенку его любимую сказку, не откладывайте книгу сразу, задайте ему несколько вопросов по тексту: кто?, кого?, когда?, почему?, за что?, как бы ты поступил?, кто хороший?, кто плохой?, как ты думаешь? Такие беседы развивают внимание, память и аналитическое мышление.
• Не запрещайте и сами организовывайте игры со сверстниками. В школе ребенку нужно будет общаться со сверстниками, и он обязательно должен уметь это делать. Поэтому, вовремя прогулок на свежем воздухе, в парке, во дворе, на детской площадке, не запрещайте ему общаться с детьми его возраста, даже если они пока не находят общего языка или часто ссорятся. Помогите своему ребенку найти контакт с ними - организовывайте для детей игры и сами участвуйте в них.
• Не опекайте ребенка излишне, пусть он обслуживает себя сам. Будущий школьник должен самостоятельно обуваться, раздеваться, умываться, мыть руки, застегивать молнии, пуговицы и завязывать шнурки. Нельзя это делать вместо него.
Игровые задания для развития мелких мышц кистей рук
В дошкольном возрасте крайне важно развивать мелкую моторику кистей рук. Такие занятия должны проводиться регулярно, иначе эффекта от упражнений не будет. Во время занятий следите за состоянием ребенка: если он начал скучать или утомился, то занятия лучше прервать.
Упражнения для развития рук
- Разминать пальцами пластилин или глину.
- Катать по столу по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, шарики.
- Двумя пальцами руки (сначала указательным и средним, а затем средним и безымянным) «ходить» по столу, изображая различные способы передвижения пешком: крадучись, бегом, на коленках и т. п. Упражнение выполняется сначала правой, а потом левой рукой.
- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- Махать в воздухе только пальцами.
- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Завязывать и развязывать узлы на толстой веревке или шнурке.
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, крючки.
- Закручивать и раскручивать крышки, шурупы, гайки.
- Различные игры с конструктором, мозаикой, различного размера кубиками.
- Рисовать в воздухе различные фигуры всей рукой и одной только кистью руки. Упражнение выполняется сначала правой, а затем левой рукой.
- Мять пальцами поролоновые игрушки, губку.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
- Вырезать различные фигуры ножницами.
- Рисовать цветными мелками, акварелью, карандашами, ручкой и т. д.
К 5-6 годам ребенок способен выполнять задания, которые потребуют от него точности и согласованности движений кистей рук. К таким заданиям относят плетение из бумаги, ткани, тесьмы или веревки.
Особую роль в подготовке руки к письму играют вышивка, шитье и вязание. С их помощью ребенок приучается к аккуратности, точности, настойчивости и внимательности. Занятия рукоделием можно начинать с шестилетними детьми, так как в более раннем возрасте справиться с такими заданиями ребенку будет сложно.
Дети в любом возрасте любят складывать различные фигурки из бумаги. Обучение складыванию можно начинать с пятилетнего возраста.
Игры для развития мышления детей от 5 до 7 лет
Развитие мышления начинается с раннего возраста. Оно выражается в освоении через восприятие свойств окружающих предметов и улавливании простейших связей между ними. В дошкольный период преобладает форма наглядно-действенного мышления. Ребенок решает задачи в действенной, наглядной форме.
По мере разнообразия предметных действий, которые может совершать ребенок, и освоения действий, которым обучает ребенка взрослый, развивается и мыслительная деятельность ребенка.
Мышление не может осуществляться без речи. Для развития речи существует много различных игр. Ниже вашему вниманию предложены игры, одновременно развивающие логическое мышление и речь детей.
Игра «рассказ наоборот»
Детям (играть могут одновременно несколько человек) предлагается попробовать сочинить рассказ или сказку наоборот. Предположим, один говорит: «И началась у них с тех пор счастливая и спокойная жизнь». Другой: «Вернулись братья в свою деревню». Третий: «Наконец поняли они, что мир лучше ссоры. Четвертый: «Сколько в одиночку старались мост построить, а ничего не выходит» и т.д
Игра «Ассоциация»
Группа детей (или дети и взрослые) выстраивается в круг, и им предлагается два любых слова. Например, щенок и мячик. Детям по очереди предлагается связать эти два слова в одно предложение. Кто последний придумает предложение, тот и выиграл. В предложенном примере могут возникнуть следующие ассоциации.
Щенок играет в мячик.
Щенок прыгает как мячик.
Щенка надо кормить, а мячик — нет.
Щенок пушистый и теплый, а мячик гладкий и холодный.
У щенка глаза круглые, как мячик.
Дети любят играть со щенком и мячиком.
И т. д.
«Верю – не верю»
Малыши 6–7 лет – на удивление доверчивые создания. Все, что говорит взрослый, для них является чуть ли не аксиомой. А значит нужно учить их не воспринимать все за чистую монету.
Правила: ведущий передаёт игроку какую-то информацию, которую необходимо опровергнуть или подтвердить. Например:
«Все шарики красные».
«Зимой всегда идёт снег».
«Все птицы улетают на юг».
«Некоторые карандаши сломаны».
«Летом мы надеваем рукавицы».
«Чай всегда горячий».
«Блины нужно есть с вареньем.
Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты, содержащиеся в ней, должны быть понятны ребёнку 6–7 лет. Каждый свой ответ малышу необходимо обосновывать.
Например, фраза «сок нельзя есть ложкой» считается выдумкой, т. к. сок можно заморозить.
«Назови одним словом»
Игры подобного рода развивают способность к классифицированию, обобщению, расширяют кругозор и пополняют словарный запас.
Задание — ребёнку нужно назвать одним словом группу предметов.
Можно предложить малышу готовые карточки с изображениями или просто произнести цепочки слов.
Примеры:
«Шкаф, комод, диван, стул» — мебель.
«Автобус, пароход, трамвай, мотоцикл» — транспорт.
«Анна, Елена, Мария, Ольга» — женские имена.
«Отгадай-ка!»
Как и предыдущее упражнение, эта игра относится к лингвистическим, т. е. формирует у детей словесно-логическое мышление. Предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом в комнате и дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём идёт речь. Если он затрудняется, начните первыми. Можно задавать дополнительные вопросы типа: «Какого цвета предмет?», «Где находится?»
Ответы детей 6-7 лет порой бывают очень забавными и вдумчивыми: «Пластмассовый, прямоугольный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), или: «Железный, с носиком, умеет свистеть» (чайник).
Кто где живёт?
Для этой игры приготовьте картинки с изображением животных (белочка, ёжик, зайчик) или их фигурки и три домика (подойдут кубики, коробки) разного цвета.
Задание: малышу нужно поселить каждого животного в свой домик при условии, что домик белочки был не красный и не зелёный, а ёжик жил не в синем и не в красном домике.
Это упрощённый вариант. В усложнённом задании у ребёнка нет моделирования ситуации, а все подстановки нужно сделать в уме.
Например: «У дома росли три дерева – яблоня, каштан и ива. Каштан выше ивы, а ива выше яблони. Какое из деревьев самое высокое, а какое низкое?»
Если дошкольнику трудно, предложите ему нарисовать деревья.
Задачки-шутки
Занимательные задачки-шутки могут стать отличной разминкой перед сложными упражнениями. Для их решения пригодится находчивость, понимание юмора и накопленный ребёнком жизненный опыт.
 Сколько пирожков в пустой тарелке? (Нисколько, она пуста).
 Тройка коней пробежала 4 км. По сколько км пробежал каждый конь? (По 4 км).
 На одной осине выросло 3 яблока, а на другой – 4. Сколько всего яблок выросло на двух осинах? (Ни одного. Яблоки не растут на осинах).
 В вазе было 3 гвоздики и 2 василька. Сколько всего гвоздик в вазе? (3).
Развитие детей, приобретение ими новых навыков не может происходить в пассивной форме. Для этого необходимо постоянно заниматься с малышом, заставлять работать его головной мозг, обогащать жизненный опыт крохи. И помните, любые обучающие задания для дошкольников 6-7 лет должны быть в игровой форме, иначе они быстро наскучат и не дадут нужного результата.
Уважаемые родители!
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.
Но:
1) ни в коем случае не сравнивайте его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, с достижениями других, более успешных, учеников.
Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми!
2) сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.
В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью: в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., - ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что если он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.
Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают как собственное дитя, безусловно, не за что-то, а вопреки всему.